Простые правила: МТБанк рассказал, как не стать жертвой мошенничества
В Беларуси не прекращаются случаи мошенничества, связанные с кражей персональных данных. А схемы обмана становятся все более изощренными: лжекоммунальщики, лжепродавцы или псевдомилиционеры используют любые способы давления и манипуляции, чтобы заполучить чужие денежные средства. МТБанк напоминает о важных правилах, при соблюдении которых риски стать жертвой мошенников сводятся к нулю.
Если вам предлагают выгодные инвестиции…
Мошенники предлагают торговлю на бирже, покупку криптовалюты, обещая быстрое обогащение или выгодные инвестиции. Важно помнить, что переводить деньги незнакомым лицам или на неизвестные счета рискованно.
Что делать?
- проверить информацию в нескольких источниках (официальные сайты, средства массовой информации);
- не принимать поспешных решений;
- не поддаваться давлению и угрозам.
Если предлагают покупку товаров через интернет…
Особое внимание всегда привлекают акции, выгодные предложения с заниженными ценами и ограниченным количеством товара. Мошенниками активно используются сезонные предложения. На торговых площадках можно встретить объявления о сдаче в аренду несуществующего жилья по заниженным ценам. Чаще всего мошенники переводят диалог в мессенджер, где уговаривают перечислить аванс или взнос за первый месяц проживания, после чего перестают выходить на связь.
Более того, затем мошенники утверждают, что не получили оплату, и направляют ссылку для «возврата», просят указать реквизиты карты, в том числе остаток на счете. В результате вместо зачисления с карты проходит списание.
Как избежать?
- не переводить средства до получения товара или оказания услуги;
- проверить информацию в нескольких источниках для получения реального представления о продавце;
- не указывать реквизиты карты, CVV/CVC-код, смс-коды по ссылкам, связанным с доставкой на торговых площадках;
- подозрение должны вызвать спешка продавца и давление.
Если обращаются якобы представители коммунальных услуг…
Под предлогом сверки показаний счетчиков, параметров договора злоумышленники направляют ссылки для установки сторонних программ, получения доступа к данным мобильного устройства, после чего получают доступ к персональным данным, кодам и паролям.
Что делать?
- не реагировать на сообщения о предоставлении личной информации от незнакомых лиц в социальных сетях и мессенджерах;
- для получения достоверной информации о проверках, услугах и деятельности коммунальных услуг необходимо обратиться по официальным номерам телефонов и каналам связи;
- не передавать незнакомым лицам свое мобильное устройство, с помощью которого можно получить доступ к банковским продуктам.
Если поступает просьба откликнуться на призыв о помощи…
Атакам подвержены аккаунты в социальных сетях и мессенджерах, где часто поступают сообщения с просьбой откликнуться и перевести срочно денежные средства, помочь в голосовании в рамках конкурса. Все это – способы получить доступ к персональным данным.
Что делать?
- проверить номер и данные аккаунта, от которого получено сообщение;
- связаться с собеседником самостоятельно по звонку или лично;
- использовать двухфакторную аутентификацию.
Если поступил звонок от «сотрудника мобильного оператора»…
Еще одна распространенная схема мошенничества: под видом сотрудников службы поддержки мобильного оператора мошенники звонят по телефону или в мессенджере (Viber, Telegram, WhatsApp). Под предлогом обновления приложения, продления договора или смены тарифа злоумышленники отправляют ссылку на установочный файл. Ссылка ведет на сторонний ресурс. Так мошенники получают возможность управлять мобильным устройством, считывать сведения с экрана и списывать неограниченное количество средств без согласия.
Как избежать?
- в случае такого звонка лучше положить трубку и самостоятельно связаться с представителями мобильного оператора по официальному номеру, указанному на сайте компании или в приложении;
- сотрудники мобильных операторов не связываются с абонентами через мессенджеры;
- не устанавливать какие-либо приложения из недостоверных источников или присланные в виде АРК-файла.
МТБанк напоминает: чем больше вы будете знать о схемах мошенничества, тем сложнее будет ввести вас в заблуждение. Изучайте новости о безопасности персональных данных здесь.
Если вам попались фейковые аккаунты в социальных сетях, напишите нам в любой мессенджер или позвоните по тел. 509-99-99.