Сценарии мошенничества

Все перечисленные ниже сценарии – это реальные случаи, с которыми сталкивались клиенты.

Важно понимать, что в действительности их гораздо больше: мошенники постоянно придумывают новые способы обмана. Чтобы защитить себя и свои деньги, необходимо оставаться предельно бдительными!

  • Звонок от «сотрудника мобильного оператора»
    Вам поступил звонок на мобильный телефон либо в мессенджер (Viber, Telegram, WhatsApp), собеседник представился «сотрудником мобильного оператора» (чаще А1) и сообщил, что срок действия SIM-карты истекает и вам необходимо перезаключить/продлить договор на обслуживание путем установки/обновления мобильного приложения названого оператора. Приложение предложат установить/обновить перейдя по ссылке на установочный APK-файл, который вам вышлют в мессенджер. После запуска этого файла мошенники получат удаленный доступ к вашему мобильному устройству. 
    Во время разговора «сотрудники мобильного оператора» для продления договора могут попросить назвать код из СМС-сообщения, пришедший на мобильный телефон. Этот код нужен мошенникам для входа в ваш личный кабинет на сайте мобильного оператора и настройки переадресации всех звонков и сообщений на свой номер.
    Также «сотрудники мобильного оператора» под разными предлогами могут попросить включить видеосвязь с функцией демонстрации экрана вашего мобильного телефона. Получив доступ к экрану, они смогут отслеживать все приходящие вам из банков и от операторов мобильной связи сообщения с секретными кодами подтверждения операций. Данная информация потенциально может позволить мошеннику завладеть доступом к вашему личному кабинету и деньгам.
    Кроме того «сотрудники мобильного оператора» могут сообщить, что с вашего телефона кто-то рассылает спам. Чтобы не блокировать телефон из-за жалоб или исправить технические неполадки, вас также попросят перейти по ссылке и установить приложение, дающее мошенникам удаленный доступ к устройству. 

    Что делать: НЕ ВЕРЬТЕ! У SIM-карты нет срока действия. Сотрудники мобильных операторов не обзванивают абонентов через мессенджеры. Завершите разговор и перезвоните по официальному номеру компании. Не устанавливайте какие-либо приложения из недостоверных источников или присланные вам в виде APK-файла. Обращайте внимание, какие права доступа просит устанавливаемое приложение к функциям телефона. Не транслируйте по видеосвязи экран своего мобильного устройства любым незнакомым людям, кем бы они ни представлялись.
  • Сайты объявлений о продаже товаров

    Вы разместили объявление о продаже вещей, после чего мошенники пишут вам в мессенджере (Viber, Telegram, WhatsApp) и предлагают произвести полную предоплату вам на карту, а также оформить доставку, при этом мошенники отправляют вам ссылку, пройдя по которой якобы можно все это сделать.

    Что делать: Откажитесь от такого предложения! Не переходите по ссылкам и ни в коем случае никому (в том числе в мессенджерах) не сообщайте данные вашей банковской карты и ваши паспортные данные! Помните, что для зачисления денег на вашу карту никогда не высылаются коды подтверждения.

  • Работодатели-мошенники

    Вы нашли объявление о вакансии, которая вас заинтересовала. «Работодатель» предлагает вам заполнить анкету и выслать ее на его электронную почту. Далее, с вами будут договариваться о звонке, но предварительно попросят установить на свой телефон приложение (например, LiveTex, AnyDesk, RustDesk и прочее) и выполнить некоторые манипуляции с чат-ботами.

    Суть всех этих действий заключается в том, что такой «работодатель-мошенник» получает из заполненной вами анкеты ваши персональные данные, а после установки приложения – он получает удаленный доступ к вашему устройству. В результате этого – мошенник может украсть ваши деньги.

    Что делать: внимательно проверяйте информацию о работодателе в разных источниках, ищите отзывы в интернете. Не устанавливайте на свои устройства приложения по просьбе третьих лиц и ни в коем случае не переходите по ссылкам от них.

  • Социальные сети

    Вы получили в социальной сети сообщение от вашего знакомого с просьбой занять, перевести некоторую сумму денег.

    Что делать: Свяжитесь с этим знакомым другим способом, лучше всего – позвоните ему и узнайте лично, действительно ли ему нужна помощь. Если связаться со знакомым не получается – НЕ переводите деньги. Велика вероятность, что аккаунт вашего знакомого взломали и вас пытаются обмануть!

  • Сайты знакомств

    Вы познакомились на сайте знакомств с человеком, который предлагает вам встретиться офлайн и для этого просит вас купить билет в театр, кино и т.п. При этом, этот человек отправляет вам ссылку на интересующее его мероприятие, пройдя по который вы якобы можете приобрести билеты.

    Что делать: НЕ переходите по ссылкам, которые вам высылают! Предложите свой вариант. Если человек будет настаивать на приобретении именно тех билетов, ссылку на которые он высылает, вас вероятнее всего ОБМАНЫВАЮТ.

  • Аренда жилья

    Вы нашли объявление о квартире и приняли решение ее арендовать. В ходе общения с «арендодателем», вам предлагают внести залог, чтобы «закрепить квартиру за собой». При этом, вам отправляют ссылку, пройдя по которой можно все это сделать. Либо – вам предоставляют реквизиты карты, счета, на которые можно перечислить залог. После того, как вы переведете деньги, квартира окажется уже «сдана кому-то другому», либо у вас попросят внести залог еще больше. По вашей просьбе вернуть вам залог, мошенники отправят вам ссылку, пройдя по который вы якобы можете забрать свои деньги.

    Что делать: НЕ переходите по ссылкам! Вероятнее всего – вас обманывают! Предложите личную встречу либо иной безопасный способ оставить «залог».

  • Покупка товаров через интернет (в т.ч. через аккаунты в Instagram)

    Вы нашли товар в Интернете, социальной сети и приняли решение его приобрести. При этом, у «продавца» может быть много подписчиков и много положительных отзывов. Однако, у вас просят полную/частичную предоплату. Высылают вам реквизиты карты, счет, куда необходимо зачислить деньги. После того, как вы переведете деньги, товар вам не отправят. Общение с вами прекратят, при этом – аккаунт «продавца» либо перестанет существовать, либо продолжит оставаться активным, но не для вас.

    Что делать: Подробно изучите информацию о продавце в разных источниках и найдите отзывы. Добросовестные продавцы НЕ удаляют отрицательные отзывы, а дают на них обоснованные ответы. Добросовестные продавцы размещают о себе много подробной, в т.ч. контактной информации: УНП, юридический адрес, информация о лицензии (если нужна), различные контакты для связи (эл.почта, официальный сайт, мобильные номера, мессенджеры).

  • Звонок от «сотрудника банка», «службы безопасности», «сотрудника милиции» и т.п.

    Вам поступил звонок по мобильной связи или в мессенджер (Viber, Telegram, WhatsApp), собеседник представился «сотрудником банка», «службы безопасности» или «сотрудником правоохранительных органов» и сообщил, что по вашей карточке происходят подозрительные операции, либо, что на ваше имя кто-то оформляет кредит. В ходе разговора вас убедят поучаствовать в «спецоперации по выявлению мошенников» и вынудят лично оформить кредит (-ты) на свое имя. Также вам скажут установить на телефон приложение якобы для защиты ваших карт/данных (например, приложение AnyDesk, RustDesk, LiveTex). Вам могут угрожать уголовной, административной ответственностью за разглашение информации другим людям. Итог участия в такой «спецоперации» - оформленные вами в кредит деньги у вас украдут, а оплачивать их будете лично вы.

    Во время звонка «сотрудники банка» могут предложить удалить с телефона якобы вредоносное ПО путем набора USSD-запроса, который на самом деле включит переадресацию входящих вызовов и/или СМС. Это позволит им завладеть вашим номером телефона и в дальнейшем общаться с настоящими сотрудниками банка от вашего имени, а также получить доступ к кодам подтверждения из СМС для банковских операций.

    Что делать: НЕ ВЕРЬТЕ! Ответьте, что приедете в банк или милицию лично. Прервите разговор и перезвоните в банк или милицию самостоятельно. Контакты банка необходимо искать на официальном сайте либо на обратной стороне вашей карточки. Помните! Сотрудники банков, правоохранительных и иных подобных структур НИКОГДА НЕ ПРОСЯТ людей оформлять кредиты.

  • Лже-выигрыш

    Вам пришла ссылка с сообщением о том, что вы выиграли приз.

    Что делать: НЕ переходите по ссылке! Тем более, если вы не участвовали ни в каких розыгрышах. Узнайте, действительно ли был такой розыгрыш. Информация об акциях, розыгрышах и конкурсах публикуется на официальных сайтах.

  • Лже-акции от МТБанка в социальных сетях

    Вы увидели в социальных сетях (Instagram, Facebook, Одноклассники и т.п.) акцию якобы от МТБанка, где обещают зачислить клиентам банка 150 р., 50 р., 5 р. или любую другую сумму на карту. При переходе по ссылке на данную акцию, у вас затребуют ввести номер мобильного телефона и/или ФИО, идентификационный номер из паспорта и код, который придет на ваш мобильный телефон в СМС.

    Что делать: НЕ переходите по ссылке и не вводите свои данные! Узнайте, действительно ли банк проводит такую акцию. Информация об акциях, розыгрышах и конкурсах публикуется на официальном сайте МТБанка: https://www.mtbank.by/

  • Фишинговые сайты МТБанка

    Вы пытаетесь войти в Личный кабинет через интернет браузер и в поисковой строке вводите «МТБанк», «МТБанк личный кабинет» и т.п. Результат поиска выдает вам список ссылок на сайты, по которым вы можете переходить. Внимание! Некоторые из предложенных ссылок могут оказаться поддельными! Визуально поддельные (фишинговые) сайты будут практически идентичными официальному, различие только в URL-адресе (адресе страницы). При переходе по ссылке, имитирующей настоящий Интернет-банкинг, сайт просит ввести ваши данные: номер мобильного телефона, идентификационный номер из паспорта, а также код из СМС для активации Интернет-банкинга. После ввода информации у клиента возникает ошибка и войти в личный кабинет не получается. Данные, введенные на таких поддельных сайтах, используют злоумышленники: входят с их помощью в настоящий кабинет Интернет-банкинга и совершают операции по списанию денежных средств с ваших карт.

    Что делать: Рекомендуем НЕ переходить по ссылкам из поисковиков в Интернете, а вводить ссылки на нужные сайты напрямую в адресной строке. Официальные сайты МТБанка: https://www.mtbank.by/ и https://mybank.by/.

  • Звонок из «пенсионного фонда»

    Мошенники звонят вам якобы из пенсионного фонда. При этом они могут называть все ваши данные: ФИО, адрес, место работы. Говорят, что произведен перерасчет пенсии за 2016 – 2018 годы (в действительности такого перерасчета за эти годы не было) и предлагают пройти перерегистрацию по телефону. Называют первые цифры вашей банковской карты (данные цифры могут совпадать у карт разных клиентов), после уточняют у вас следующие цифры и просят назвать код, который вам тут же приходит в СМС.

    Что делать: НЕ доверяйте незнакомцам, незамедлительно прервите разговор! Любую информацию по пенсии вы можете уточнить по телефонам, которые есть на официальном сайте Исполнительного комитета, в отделе по выплате пенсий и пособий.

  • Лже-выплаты семьям с детьми

    Мошенническая схема маскируется под новость о том, что якобы каждой семье с ребенком положена выплата 2000 р. Чтобы получить деньги, предлагается заполнить форму по ссылке (начало ссылки может совпадать со ссылкой на официальный сайт, НО! не идентично). Сперва вам будет предложено ввести ФИО: ваше и ребенка, а также ваши даты рождения. После будет необходимо выбрать способ получения денег (через какой банк), а после этого у вас запросят логин и пароль от Интернет-банкинга или номер мобильного телефона и идентификационный номер из паспорта. Введенные таким образом вами данные мошенники используют для входа в ваш Интернет-банкинг, где в дальнейшем совершают операции по списанию денежных средств с ваших карт.

    Что делать: Рекомендуется НЕ переходить по ссылкам из новостных лент на сайты, которые вам не известны или вызывают сомнения. Всю информацию о полагающихся выплатах уточняйте на официальных сайтах РБ.


    При поступлении подозрительных звонков либо сообщений обязательно свяжитесь с нами по телефону 5099999 и расскажите о ситуации! Либо звоните по телефону 102.

    ЭТО ВАЖНО ДЛЯ ВАС: ВСЕГДА ПОДУМАЙТЕ И ТОЛЬКО ПОСЛЕ ЭТОГО ПРИНИМАЙТЕ РЕШЕНИЕ ИЛИ ПОСОВЕТУЙТЕСЬ С НАМИ!

  • Лже-доставка почтового отправления

    В мессенджер (Viber, Telegram, WhatsApp) вам пришла ссылка с сообщением от почтового оператора о том, что произошел сбой доставки вашего почтового отправления. Для повторной отправки вам будет предложено перейти по ссылке, где нужно будет ввести данные карты и оплатить тариф за услугу.

    Что делать: НЕ переходите по ссылке!  Тем более, если вы не отправляли и не ожидаете получения почтового отправления. Свяжитесь с почтовым оператором через официальные источники и узнайте информацию о посылках, отправленных на ваше имя. 

  • E-MAIL со ссылкой

    Вы получили письмо от известной компании с просьбой подтвердить ваш логин и пароль, пройдя по ссылке.

    Что делать: НЕ переходите по ссылке! Найдите любой способ связаться с компанией лично.

ЗАО "МТБанк" использует на сайте файлы cookie для персонализации сервисов и удобства пользователей.
Узнайте больше о том, как мы используем cookie и как вы можете изменить свои настройки

chat